Большая игра: Nokia против Apple

Череда анонсов компании Nokia в последнее время чем-то напоминает автоматную очередь. А если стреляют очередями – это война. С кем же воюет финский производитель, которому принадлежит 37% мирового рынка мобильных телефонов?

Аналитики, эксперты и просто интересующиеся рынком высоких технологий люди однозначно кивают на Apple. В ответ на сверхпопулярный iPhone и его вариации Nokia выпускает целую серию тачфонов, последний из которых стоит всего $210 без какой-либо привязки к оператору. Пока Apple только «разогревает» массы слухами о своем будущем интернет-планшете, финский вендор анонсирует нетбук Booklet 3G с беспроводным подключением к Сети. И тут уже Nokia на полкорпуса впереди.

«Таблетка» от Apple появится только через несколько месяцев, когда финны предложат уже следующую модель. Более того N900 с Maemo, опять же только что анонсированный, с полным правом можно отнести так же и к сегменту MID, где у ребят из Купертино пока нет продуктов. Но всю полноту амбиций Nokia продемонстрировала объявив о запуске глобальной системы мобильных платежей. Расчет компании прост – из 4 миллиардов пользователей мобильными телефонами банковский счет есть лишь у 1,6 млрд и оставшиеся миллиарды наверняка воспользуются возможностью совершать платежи с телефона без особых ограничений.

Глава Nokia Олли-Пекка Каласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo) с одной стороны отрицает направленную конкуренцию с Apple, говоря, что все последние действия компании подчинены лишь всеобщему тренду, веянию времени и пользовательским ожиданиям. А с другой – «Мы атакуем. Мы долго были настроены мирно, но теперь мы агрессивны», говорит вице-президент Nokia Анси Ваньоки (Anssi Vanjoki). С чем связана перемена политики лидера рынка?

В первую очередь, это потеря доли на рынке: доля компании на рынке смартфонов снизилась во втором квартале с 47% до 45% и это при общем росте сегмента в 6%. К слову, доля Apple поднялась с 3% до 13%.

Во вторых, Nokia старается ворваться на новый рынок – рынок сетевых сервисов и программного обеспечения. Не секрет, что популярность Ovi от Nokia далеко отстает от iTunes, а это, если верить аналитикам, принесет гораздо больше дивидендов в будущем, нежели простая торговля «железом».

Впрочем, некоторые аналитики со скепсисом смотрят на начинания финнов, указывая на слишком различные подходы к бизнесу, структуре управления компаний и традиции у Nokia и Apple. В ответ Ваньоки кидает камень в огород «яблочников», говоря, что когда один человек, одна личность управляет всеми процессами компании, это снижает возможности инноваций. Что ж, время покажет, кто прав в своих убеждениях. А нам предоставляется возможность следить за этой игрой гигантов.