Материалы

Идеализм Стива Джобса может дорого обойтись Apple

Аналитик Дэвид Олив (David Olive) полагает, что настойчивое стремление Стива Джобса полностью контролировать программную и аппаратную часть своих решений станет причиной, из-за которой Apple вряд ли завоюет мир.

В прошлом месяце оказалось, что рыночная стоимость Apple сейчас затмила Microsoft. Многим кажется, что скоро продукция Apple будет окружать нас просто повсюду. Но этого может не случиться.

Конечно, сейчас Apple на пике популярности. Она продала более двух миллионов планшетов iPad, которые, можно теперь не сомневаться, сильно изменят мир портативной вычислительной электроники.

Apple властно вернулась на массовый рынок. Всего десять лет назад глава Microsoft называл её мёртвой. Доля Apple на рынке операционных систем для ПК в 1990-х была ниже 3 процентов, а акции стоили менее $4.

Теперь, после возвращения Стива Джобса в 1997 году на пост главы Apple, стоимость акций компании достигла отметки в $260, то есть возросла в 65 раз! Аналитики предполагают, что в ближайшем будущем стоимость акций поднимется ещё выше — до $320.

Apple стремится стать чуть ли не эксклюзивным поставщиком текстовых, аудио- и видеоданных. Однако не таковы планы Стива Джобса. Ведь если бы он хотел добиться этого результата, то должен был бы отказаться от своего идеализма и подхода «не нравится — не покупайте», в рамках которого Apple стремится полностью контролировать аппаратную и программную часть своих продуктов.

Apple должна была бы начать лицензировать сейчас, на пике своей славы, мобильную операционную систему iPhone OS всем желающим производителям электроники, что быстро бы сделало её стандартом в индустрии. Но господин Джобс отверг этот подход, как в своё время он поступил с первыми компьютерами Macintosh. Тогда это обернулось тем, что Microsoft, которая придерживалась несколько иного подхода, стала практически монополистом на рынке ПК и вошла в историю как одна из самых прибыльных компаний.

История повторяется. Сейчас смартфоны на базе открытой операционной системы Google Android уже превзошли по объёмам продаж iPhone в первой четверти года. Более того, iPhone скатился на третье место по популярности на этом рынке, уступив также BlackBerry.

Кроме того, дизайн смартфонов iPhone очень аскетичен и унифицирован, что подходит далеко не всем. Устройств с ОС Android, напротив, вскоре  можно будет встретить на любой вкус. Это тоже минус для iPhone. Наконец, стоимость iPhone и iPad очень высока, и эти устройства не всем по карману.

Apple придерживается очень жёсткой политики в отношении разработчиков ПО — чего стоит только один скандал с Adobe! Конечно, феномен Apple пока работает, но всё-таки таким подходом ограничивается аудитория яблочной компании.

Позиции Microsoft, напротив, до сих пор очень крепки, несмотря на ряд промахов и неудачных продуктов: Windows установлена на девяти из 10 компьютеров, полмиллиарда человек пользуется пакетом Office для создания документов и презентаций в PowerPoint. Такой армии пользователей у Apple нет. Рост акций основан, в первую очередь, на вере в будущие революционные продукты вроде iPad, iPhone и iPod. Но, во-первых, интуиция Стива Джобса может его однажды подвести. А, во-вторых, все её находки и продукты быстро копируются конкурентами: практически у каждого производителя мобильных телефонов сейчас можно найти аналог iPhone. Nokia по-прежнему контролирует большую часть рынка мобильных телефонов и готовит множество новых интересных смартфонов. На Computex мы видели сотни планшетов, готовых выйти на рынок и составить достойную конкуренцию iPad…

Источник