Падет ли iPhone жертвой конкурентов?

Этот куб был порождением страстей. Лаконичная геометрия форм, насыщенная одержимостью. В новом компьютере было что-то колдовское, что-то такое, за что в средние века сжигали на кострах.

Это был самый красивый компьютер за всю историю вычислительной техники. Обсидианово-черные грани его корпуса поглощали свет софитов как черные дыры в глубинах космоса. Они завораживали...

Помимо прочего, это была еще и месть. За три года до презентации, те самые люди, которых Стив сам привел в созданную им компанию, и поставил у руля, нанесли ему сокрушительный удар. Apple была для него дороже жизни.

Трезвомыслящие, в ладах с совестью и здравым смыслом, они отобрали у него то, что дороже жизни. Вообще-то, у них были все основания поступить именно так. И через много лет, сам Стив назвал случившееся «болезненным, но очень полезным уроком». Но тогда...

Вложивший душу в создание первого Мака, он замыслил убийцу своего детища. Новая платформа должна была выбить скучных умников с рынка и воцариться на рабочих столах миллионов людей во всем мире и на долгие времена.

И вот, в самом конце 1988 года, бета-версия черного куба, с альфа-версией необычной операционной системы, была показана публике.

Восторг публики, видевшей обсидиановое чудо, почти физически ощущается на пожелтевших страницах старых журналов. Эти журналы — артефакты бронзового века компьютерной индустрии — пахнут пылью и вечностью. И вдруг — восторг. Живой и неподдельный. В этом компьютере, несмотря на его многочисленные недостатки и недоделки, что-то точно было. У него было будущее... Будущее?

Некоторые из статей про чудо-компьютер коротко и невнятно сообщили об оригинальной «объектно-ориентированной системе», как о чем-то второстепенном и неважном... В большинстве про нее не сказано ни слова.

О такой экзотике, как экранный PostScript, писали с куда большим интересом.

Между тем, именно NeXTstep, эта самая операционная система, была главной идеей нового компьютера. Собственно, и куб пришлось разрабатывать только из-за того, что в 80-е ни одна из существовавших тогда хардверных платформ ее бы не потянула. Из отчетов о презентации можно подумать, что все было с точностью до наоборот.

Компанию и систему ошибочно посчитали неудачниками... Финансовые ее дела и в самом дел были не блестящи. Тем не менее, именно NeXTstep стала душой новой операционной системы Apple, ставшей второй молодостью платформы Macintosh, а затем и душой мобильной операционной системы iPhone OS.

И скоро, может быть уже в июне, эта система сделает свой следующий шаг.

1. Первые шаги

Убийцы iPhone появились на свет задолго до последнего уик-енда июня 2007 года, когда самые первые 290 тысяч экземпляров нового устройства оказались в руках потребителей. Неудивительно: нерожденная еще новинка стала сенсацией, заполонив собой все электронные и бумажные СМИ, и лишенные буржуазных предрассудков китайские мастера просто не могли пройти мимо.

Затем на сцену вышли профессионалы. iPhone был насыщен недостатками, как обсидиановые грани одного из компьютеров прошлого века волнующей чернотой. Недостаток на недостатке. Казалось, Apple подставилась, ее успех будет кратким, а затем ее немедленно втопчут в грязь.

Новинка не поддерживала сети третьего поколения. Новинка не умела copy-paste. У новинки была только виртуальная клавиатура, которой абсолютно невозможно пользоваться. Новинка была закрыта от сторонних программистов, вдребезги крошилась от сопрокосновения с землей при падении (за это iPhone тоже упрекали!). Новинка не умела делать тысячи других вещей, и это был почти приговор.

Но iPhone, чуть ли не вопреки здравому смыслу, завоевывал мир. В черноте за его экраном что-то такое было, колдовское и притягательное, за что в средние века его создателям грозил бы костер.

И опять, тысячи восторженных статей, в самых разных СМИ. Тысячи достоинств и недостатков обсуждались с самых разных точек зрения, но мало кто обратил внимание на самое важное — и это вовсе не набор совершенно стандартных микрочипов китайского производства, и даже не мультисенсорный дисплей, и даже не невероятное проворство устройства по части анимации...

Некоторые из статей про чудо-устройство коротко и невнятно сообщили об оригинальной операционной системе, как о чем-то второстепенном и неважном... кроме, разве что, удивительного успеха мобильной версии Safari.

Буквально через месяц после начала его продаж, iPhone стал самой массовой мобильной платформой в Интернете. Еще бы: в интернет ходили практически с каждого экземпляра устройства, и по многу раз в день.

2. Обманчивая простота

На первый взгляд, в iPhone не было ничего особенного. Ничего такого, что нельзя было бы передрать. Дизайн? Сенсорный экран? Мобильный интернет?

Факты были не на его стороне. Производители смартфонов соревновались между собой, начиняя свои изделия сотнями различных функциональностей, с гордостью перечисляя умения своих творений в огромных необозримых списках. Например, таких...

Аналитики исследовали факты. Огромные сводные таблицы, в которых против iPhone стояли многочисленные прочерки.

А тут еще и iPhone SDK объявили, сопроводив эту тюрьму программистской мысли небывалыми в истории ограничениями. Ничего себе новая платформа!!! Никакой свободы: все продажи только через App Store, шаг в сторону считается побегом, нарушение обета молчания карается гражданской казнью. Десятки лучших «фокусов», придуманных несанкционированными программистов — под запретом.

Аналитики продолжали исследовать факты, отказывая тому, что они считали «лирикой», в праве на существование. По всем фактам выходило, что успех iPhone — иллюзия, недоразумение, глупость... Только лирика высвечивала в этом устройстве позитив.

Google, очень профессионально и предельно открыто, разработала новую мобильную операционную систему, Android. Все было уже предопрределено - кто сможет конкурировать с открытыми системами? Обиженные строгостями цензоров из App Store, отвергнутые ими программисты оставляли iPhone OS, и громогласно сообщали мировой публике о причинах своего ухода...

Android был серьезным покушением на iPhone. Снаряды ложились все ближе. Но не попадали в цель.

У iPhone и в самом деле появился конкурент, первый по настоящему серьезный и опасный, пусть даже первые его физические воплощения не слишком вдохновили потенциальных покупателей...

Зато выяснилось, что простота iPhone обманчива. Из того, что великий поэт способен выразить бесконечность сложнейших чувств в нескольких самых обычных словах, вовсе не следует, что поэзия - простое ремесло, доступное всем.

3. Убийцы

Мир надо воспринимать таким, какой он есть — утверждают реалисты.

Превращение еще одной крупицы будущего в прошлое, тем не менее, происходит за бесконечно малый отрезок времени. Настоящего нет. Восприятие мира таким, какой он есть — это попытка проанализировать будущее с помощью прошлого. Этот подход имеет право на существование, но...

Неужели не очевидна условность эмпирических предсказаний, построенных на том, чего уже нет? В мире столько сложных взаимосвязей, что учесть даже самые важные из них невозможно. Более того: в каждую минуту случаются миллиарды случайностей, делающих труд предсказателя еще неблагодарнее.

Вплоть до сегодняшнего дня, ни один смартфон в мире не смог приблизиться к iPhone по отношению числа довольных им пользователей к числу недовольных.

Отношения пользователей с iPhone складываются по разному, и если судить по выступлениям на формах, в мире еще не было более неудачного и глючного устройства.

Негативные эмоции сильнее положительных. Возмущение и досада кричат, в то время как спокойное удовольствие молчит... Исследования выявили, что четверо из каждых пяти пользователей iPhone им довольны. Отрыв от "второго призера" значителен. Творениями Research in Motion доволена половина пользователей.

Это настоящее. То есть, уже прошлое. Будущее, судя по едва уловимому напряжению в пугающе застывшей атмосфере, готовит бурю. Листочек не шелохнется. Душная звенящая тишина...

На iPhone идет очередной убийца, Palm Pre...

Когда-то, много-много лет назад, пока Стив мстил компании, изгнавшей его за одержимость бредовыми (фантастическими) идеями, в руководстве этой самой компании зрели идеи не менее фантастические и странные. Из них удалось реализовать лишь малую часть.

Проблема Apple была не в недостатке идей, а в их невероятном переизбытке. С энтузиазмом дилетантов, компания хваталась за все, что приходило ей в голову, отчаянно фантазируя вместо того, чтобы сконцентрироваться и напряженно работать. В 1985-1996 компания породила и тут же забросила тысячи образов будущего, и многие из них стали легкой добычей других...

Если вы мечтатель — не обольщайтесь на свой счет. Мечтать умеют все. Только мечта, соотнесенная с реальностью, и только при условии, что на нее потрачены тысячи человеко-часов грамотного и фанатичного труда, имеет шансы на успех.

Одним из немногих воплощенных замыслов был Apple Newton Message Pad, или Personal Digital Assistant (PDA). Первый PDA в мире. Первый PDA, названный этим термином. Конец истории был печален. Неспособность концентрироваться на самом важном и несобранность руководства компании привели к печальным последствиям, за что Скали, духовный отец «Ньютона», был отправлен в отставку.

Предложения инженеров, работавших над этим проектом, не были вовремя услышаны. Их идеи услышали, развили и воплотили другие. Так родилась компания Palm (по анлийски, palm - это и пальма, и ладонь), операционная система и наладонный коммуникатор Palm Pilot.

С Ньютоном не все было хорошо, но факт остается фактом: Пальм Пилот «убил» «Ньютоны». На счету компании, готовящей Palm Pre, уже есть одна убедительная победа над Apple. Кроме того, несколько лет назад в Palm перешел бывший высокопоставленный сотрудник хардверного управления Apple, Джон Рубинстайн.

И презентации Palm Pre действительно впечатляют.

У разработчиков iPhone появился еще один повод крепить оборону. Лучший способ обороны - контрнаступление. Оно началось 17 марта, с опережением...

17 марта 2009 года Apple презентовала очередную новую версию наследника NeXTstep, операционной системы дебютировавшей в обсидиановом кубе 21 год назад, iPhone OS 3.0.

О том, какими будут новые iPhone и iPod Touch, пока ничего неизвестно (догадки не в счет). Велика вероятность, что и здесь нас ждут сюрпризы... Пока же все внимание публики привлечено к операционной системе. Перед лицом столь серьезных вызовов, выглядит ли она способной держать удар?

4. Ответный удар — пользователи

В третьей системе iPhone появилась система cut/copy/paste. На первый взгляд, это совершенно смехотворное заявление. Выбрать, скопировать и вставить — эта функция была реализована уже в самом первом «Ньютоне», 16 лет назад, и в его убийце «Пальм Пилоте», и во всех смартфонах, о которых мне известно... Но не спешите смеяться: Apple не просто надстроила над интерфейсом еще одну функцию, но глубоко и очень грамотно интегрировала ее с операционной системой.

Можете считать эти слова просто словами, но...

Из-за небольшой неполадки, третья бета-версия iPhone OS 3.0 все еще испытывает затруднения с отработкой приложений, написанных для предыдущих версий системы. Apple в курсе, Apple работает над этим — и это будет устранено.

Большинство приложений, написанных для нынешней официальной версии iPhone OS, продолжит работу и в iPhone OS 3.0.

Программам, написанным для новой системы, будут доступны все фантастические новшества новой мобильной инкарнации NeXTstep из обсидианового куба, но на устройствах с прежней версией системы они работать не смогут. Это естественно и понятно — так устроен мир.

Программы для предыдущей системы должны работать в новой, иначе страдает конкурентоспособность платформы, с чем в нынешней мобильно-платформенной обстановке было бы глупо мириться - но им не доступны никакие из новшеств... Так устроен мир.

Но только если этот мир не от Apple.

Старые программы автоматически получат доступ к целому ряду новых функций, будучи запущены в новой операционной системе. В частности, все текстовые поля, вью и Web-вью, функциональность которых не была слишком сильно нарушена самодельными дополнениями, как по мановению волшебной палочки, приобретут cut/copy/paste.

Кроме того, буфером обмена командует отдельное фоновое приложение (увы, сторонним разработчикам, как и прежде, создавать свои собственные фоновые приложения не разрешается), в результате чего скопированное в одной программе становится доступным для вставки в другие...

Остальное... MMS, множественные ресурсы добавляемые к почтовым сообщениям, магазины "внутри приложения", push-уведомления (предлагаемые Apple в качестве более адекватной для мобильных платформ альтернативы многозадачности), peer-to-peer (равный с равным) коммуникации через Bluetooth, и многие другие вкусности операционной системы - это детали и подробности.

Как и прежде, Apple бежит немного не туда, куда бегут конкуренты. Компания явно делает ставку на то, что, по ее мнению, станет наиболее актуальным на новом этапе конкурентной борьбы...

Лишь время рассудит, насколько они правы или ошибаются. Пока можно отметить только одно: новшества внедрены красиво и элегантно. Возможности расширены, но не за счет понятности и удобств пользователя.

5. Ответный удар — разработчики

Никто на Apple не догадался процитировать Стива Балмера, главу Microsoft, эмоционально упомянувшего во время одного из своих выступлений разработчиков.

Глава Microsoft пустился в пляс, и трижды прокричал "developers". Ясно, что Балмеру разработчики нужны, и Microsoft о них помнит. Если бы он перепрыгнул на мотоцикле через дюжину локомотивов, выкрикивая при этом все тот же мессидж, было бы еще круче.

Тем не менее, не следует делать вывод о том, что Apple не понимает, насколько для ее успеха важны разработчики. Вместо безвкусицы и лозунгов, разработчикам предложены крайне необычные и весьма привлекательные правила игры.

От разработчиков требуется зарегистрироваться, написать приложение не нарушая (точнее, нарушая «в рамках приличий») требования App Store, потратить немного нервов сражаясь с параноидальными извращениями системы провижнов, сертификатов и прочими ужасами... На самом деле эти извращения доставляют некоторые неудобства, но куда меньшие, чем описано в популярных страшилках.

И... все. Только люди, никогда не пытавшиеся продавать свою программу сами, могут недооценить услуги, предоставляемые App Store. Взимание платежей, обеспечение защиты от мошенничества, ведение счета...

В новой версии набор услуг App Store расширяется, интеллигентно и аккуратно.

Это не все: в распоряжении разработчиков теперь и Core Data (продвинутая автоматизация и механизация в работе с данными сложной структуры - в Mac OS X это новшество появилось в 10.4), картографический модуль (здорово упрощающий создание картографических и навигационных приложений, и использвание карт в любых приложениях где это может быть полезно), с помощью буфера обмена теперь можно организовывать объем данными практически любой сложности между разными приложениями, и многое другое...

Никто и никогда не обещал, что программировать для iPhone OS будет просто. Зато это интересно уже сейчас, а в новой версии будет еще интереснее.

Отвечают ли разработчики взаимностью Apple?

Судя по статистике, да. Сможет ли Apple сохранить свое превосходство и в этой области?

Поживем — увидим.

6. Нарушения прав человека

Вообще, это ужасно и жестоко: потратить массу времени и сил на написание программы, ночами не спать и ломать голову над неразрешимыми проблемами, радоваться находкам и впадать в уныние - и получить категорический отказ от «цензоров» App Store. Плач и зубовный скрежет по всей Сети.

Особенно это ужасно, если вспомнить, что альтернативные способы дистрибуции, мягко говоря, далеки от совершенства, и что по слухам, скоро их основательно перекроют, лишая каждого зарегистрированного разработчика, прибегающего к ним, лицензии...

Представляете, что значит "предоставить нотариально заверенные подтверждения факта удаления ВСЕХ копий iPhone SDK и других связанных с ним материалов"?

Мне кажется, проблеме отказов уделяется слишком много внимания. Тех, чьи выстраданные программы так и не были приняты в App Store, жалко. Но если, хотя бы раз, внимательно прочитать соглашение, iPhone Human Interface Guide, и не изобретать велосипед (как правило, велосипеды изобретают от незнания, ошибочно полагая, что внимательное прочтение разработческой документации - напрасная трата времени)... проблем не случается.

Опыт показывает, что грамотно написанные программы, без особых трудностей и препятствий, благополучно принимаются на реализацию. Гарантий нет никаких — но где они есть?

Apple вообще не имеет привычки менять свои подходы к решению самых разных житейских ситуаций в угоду кому бы то ни было. И даже не тратит времени на объяснения. К этому можно относиться по разному, но это их право.

Взять такой извечный смертный грех, как привязка Mac OS X к компьютерам собственной разработки. Сколько раз, в 90-е и 00-е, и какими только словами компании не объясняли самые разные люди: нехорошо, когда и операционную систему, и железо под нее, производит одна и та же компания.

А преимущества Маков над соперниками объясняли тем же самым: попробовали бы на Apple писать операционные системы не для конечного множества конфигураций, а для абсолютно непредсказуемых наборов железа...

То есть, вопреки первому утверждению, в таком подходе есть свои плюсы, и есть выигрывающая сторона: пользователь. Вероятность проблем значительно ниже, обслуживание и пользование проще.

Сторонники «Андроида» успели обвинить iPhone OS в том же самом «недостатке», и даже сорвали апплодисменты...

Но мир меняется. Например, Oracle приобретает корпорацию Sun, планируя создание замкнутой экосистемы железо-софт, по примеру Apple, поскольку такой подход гарантирует более высокое качество. И похоже, этот подход становится популярным.

А что касается вопроса, болезненного и часто задаваемого - «а не убьют ли конкуренты iPhone», то мое мнение: НЕТ, НЕ УБЬЮТ. А то, что нас не убивает, делает нас сильнее. Чем успешнее будут конкуренты, тем привлекательнее и лучше будет iPhone.

Источник: deepapple