iPhone «убьет» Java-игры?
- Подробности
Разрабатывать игры для iPhone выгоднее, и это может вызвать уход с рынка многих издателей Java-игр, считают западные аналитики.
Несмотря на то, что появление iPhone вызвало активизацию со стороны издателей и разработчиков мобильных игр для этой платформы, совокупный объем закачек платных игр в мире по-прежнему низок, отмечают исследователи британского аналитического агентства Juniper Research. При этом аналитики полагают, что сегмент Java-игр может сузиться за счет растущей привлекательности iPhone.
«Доход, который издатели игр под iPhone получают от Apple, очень привлекателен для них, поэтому есть риск, что если сотовые операторы не ответят адекватным изменением своих бизнес-моделей, то многие издатели Java-игр могут вообще уйти с рынка, чем вызовут снижение потребительского спроса в долгосрочной перспективе», - заявляет автор нового исследования Juniper Виндзор Холден (Windsor Holden).
Игроки VAS-рынка пока не разделяют опасений Холдена. «На данный момент рыночная доля iPhone меньше, чем, к примеру, смартфонов Nokia, - рассказала CNews Ольга Гачко, маркетолог компании Spb Software. - Java-игры рассчитаны на большее количество мобильных устройств и на меньшую цену за одну копию. С другой стороны, пользователи iPhone потребляют больше трафика и покупают больше программных продуктов с одного мобильного устройства, но пока это число не критически велико, чтобы сказать об отмирании Java-приложений как класса».
В то же время, вице-президент Playfon Владимир Бородин подтверждает, что производство игр для iPhone обещает быть высоко рентабельным, по крайней мере, на западных рынках. Так, согласно данным исследовательской компании Nielsen Mobile, пользовательская база iPhone в США - наиболее крупном и активном рынке сбыта мультимедийного контента - составляет 3,6 млн абонентов. При этом проникновение сотовой связи в Америке и общее количество пользователей сотовых телефонов многократно превосходит эту цифру, а Apple стимулирует развитие рынка, заставляя операторов подстраиваться под новые требования рыночной конъюнктуры. Но если анализировать ситуацию в России, то здесь iPhone пока не оправдал ожиданий - он по-прежнему остается нишевым продуктом, считает Бородин.
Дмитрий Сергеев, операционный директор холдинга Next Media Group, также не считает, что iPhone как платформа сможет вскоре доминировать на VAS-рынке. «Даже при хорошем развитии доля iPhone достигнет 2-3% (скорее всего меньше), - полагает он. - Так что ни о какой переориентации рынка говорить нельзя. iPhone и NGage 2 - это все лишь новые платформы и, соответственно, новые небольшие сегменты мобильного рынка».
Анна Прядченко, руководитель отдела Java-игр компании i-Free, также уверена, что в связи с политикой операторов по продвижению iPhone, рынку мобильных игр, выпускаемых на платформах Java/Symbian/Windows Mobile, бояться нечего. «Java по-прежнему безоговорочно лидирует, а смартфоны со своими платформами пока отстают, чего, возможно, нельзя сказать о ритейлерской сети, - считает она. - Смартфоны на Symbian поддерживают Java-игры, и за счёт этого Java практически непобедима. Что же касается iPhone, то мировые производители, поставляющие игры на российский рынок, уже некоторое время назад начали разработку игр для этой платформы, однако пока российские контент-провайдеры не получали от них этот продукт: все ждут, пока iPhone наберёт обороты в России». Прядченко полагает, что игры для iPhone в перспективе ждет та же судьба, что и для платформы Windows Mobile. «Проблема заключается в реализации игрового функционала всех жанров игр на тач-скрине, а также дистрибуции игр от разработчиков к контент-провайдерам», - комментирует Анна Прядченко.
В целом, по оценкам Juniper Research, рынок мобильных игр в мире достигнет к 2013 г. $10 млрд. Но несмотря на то, что данный сегмент продемонстрирует в ближайшие 5 лет почти двукратный рост (с отметки в $5,4 млрд в 2008 г.), аналитики не считают это большим успехом: при оптимистичном раскладе динамика могла быть более впечатляющей. В Juniper приводят два сдерживающих фактора. Во-первых, доходы издателей игр от так называемой on-portal модели предоставления VAS-услуг (через собственные порталы операторов) невелики в общем объеме выручки. Во-вторых, мобильным играм не хватает правильного маркетинга.